За машино-место - разбитая голова

На видео с камеры наблюдения видно, как мужчина не может выехать со двора, потому что ему перекрыл путь впереди стоящий автомобиль. Человек явно нервничает, пинает по колесам, чтобы заработала сигнализация, но владелец машины, заблокировавший выезд, не торопится. На месте появляется только через 15 минут. К тому времени первый водитель (назовем его так) весь уже на нервах и с места в карьер бросается объяснять второму, что думает о нем. 

Словесная перепалка моментально переходит в драку. Первый водитель профессионально укладывает второго на асфальт. Удары настолько сильные, что второй водитель минут 10 лежит и не может даже пошевельнуться. На него никто не обращает внимания. В это время обидчик мужчины высаживает из своей машины жену, маленького ребенка и отправляет их куда-то. Сам уходит, возвращается через 5 минут и делает вид, что только что увидел второго водителя возле своей машины. Дальше случайный прохожий вызывает полицию, скорую. Хорошо, что эта история не закончилась смертью. Потерпевший попал в больницу с открытой черепно-мозговой травмой, а преступник сейчас ждет своей участи. За деяния ему могут присудить до 8 лет лишения свободы.

Председатель ТСЖ рулит

Подобные истории (где-то пострашнее, где-то не очень) происходят ежедневно и помногу раз во всех больших городах. Найти свободное парковочное место возле многоквартирных домов - задача не из легких. Зайди в любой спальный район Казани после 19 часов - ноге ступить некуда. Плотными рядами стоят автомобили, причем не только в парковочных карманах, но и на детских площадках, тротуарах, газонах. И боже упаси, если чужой вздумает заночевать и оставить машину во дворе. Кара за это будет быстрой и жестокой.

Но необязательно быть чужаком, чтобы попасть в немилость и остаться без места для машины, если ты даже живешь в своем доме на законных основаниях.
- Я год назад переехал жить в дом, которым управляет ТСЖ, - рассказывает житель Казани Игорь Чернышов. - С первых же дней встала проблема с машиной - куда ее девать? По наивности полагался на закон: территория вокруг дома - общая собственность всех жильцов в равной доле. Стало быть, могу ставить машину на любое свободное парковочное место. Как бы не так! Все места были уже заняты и заблокированы цепочками с замками, блокираторами и прочими приспособлениями. Была еще частная платная парковка, организованная председателем нашего товарищества, но туда народ не торопился. Ну, хорошо, решил я, не стану идти против большинства. Нашел место за домом и почти полгода парковал машину там. За мной подтянулись еще с десяток человек. В один из дней на этом месте появились два дорожных знака: стоянка запрещена, работает эвакуатор. А надо сказать, что председатель ТСЖ до пенсии работал, скажем так, в силовых структурах. Думаю, это он расстарался, чтобы мы на его платную парковку ставили машины. А знаки наверняка без решения администрации района установлены...

Блокиратор от управляющей компании

В последнее время все чаще можно увидеть в казанских дворах блокираторы. Удобная, надо сказать, вещь. Уезжаешь на работу - поднял блокиратор, и никто не может занять твое место. Приехал - опустил и припарковался без шума и пыли. Вот только интересно, кто их устанавливает.
- Управляющая компания моего района, - объяснил житель улицы Восстания Дамир Мубаракшин. - Все по закону - я с ней заключил договор, заказал услугу, она  выполнила, конечно же, за деньги. Значит, все законно, нарушений нет.
Такая позиция не нравится многим остальным жильцам. Если даже у них нет машин, то к ним приезжают гости, которые не знают, куда приткнуть свой автомобиль.
- Эти умники квартиру покупали не с машино-местом. Кто дал им право занимать территорию моего двора? - возмущается Владимир Леушин. - Приобрели автомобиль - позаботьтесь о том, где он будет стоять. В городе полно законных автопаркингов. До чего же дошло? Все дворы похожи на автостоянки, невозможно даже с коляской проехать, из подъезда выйти. Скоро в квартиры будут заезжать и парковаться! Я имею равные права со всеми, и мой голос тоже имеет значение. Долой забитые машинами тротуары и детские площадки!

Комментарий юриста

Кто прав в этом пока неразрешимом споре, мы спросили у юриста Руслана Галиуллина:
- В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Согласно статье 44 Жилищного кодекса РФ принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ни один собственник не вправе самостоятельно распоряжаться общим имуществом в виде части земельного участка путем установки на него ограждения и т. п. без соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Причем решение по данному вопросу должно быть принято большинством - не менее двух третей голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 46 ЖК РФ).

Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1). За указанное нарушение предусмотрен административный штраф на граждан в размере от 5000 рублей.

А что касается установки дорожных знаков, то этот вопрос регулируется положениями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров и разметки», и они также самовольно устанавливаться не могут.