Кого назначить виноватым? Мы все стоим в очереди

Представьте, вас приняли за другого человека, на которого объявлена настоящая охота. Как доказать людям с оружием, что вы - это не тот, кого ищут? Как отвести от себя удар и спасти свою жизнь? Именно в такой экстремальной ситуации оказался герой спектакля «Сумасшедший бабай».

news_top_970_100
Автор фото: http://Фото из архива театра им. К.Тинчурина

Спектакль поставлен в Татарском государственном театре драмы и комедии имени К.Тинчурина по пьесе польского драматурга Славомира Мрожека «Кароль». Это классическая комедия абсурда, увидевшая свет 55 лет назад - в 1961 году. Сюжет комедии не такой уж и веселый. К Окулисту на прием приходят странные посетители - Дедушка с ружьем и Внук. Они хотят получить для Деда очки, чтобы тот наконец смог поймать и убить некоего Кароля. Кто такой Кароль, как он выглядит и зачем его убивать, никто не знает, даже сам Дед. Но он убежден, что расправиться с незнакомцем необходимо. Когда Дед надевает очки, он вдруг начинает считать, что Окулист и есть тот самый страшный и ужасный Кароль.

- Пьесы абсурда всегда остаются актуальными. Они вне времени, вне пространства, и они всегда непредсказуемы. В нашем спектакле нет привязки к определенным политическим, социальным событиям, - рассказал главный режиссер театра, режиссер-постановщик спектакля Рашид Загидуллин. - Кто такой Кароль? Это стрелочник, крайний, виноватый во всем, что с нами происходит. При этом его никто никогда не видел. И общество ищет и находит такую жертву. Этой жертвой может стать любой человек. Когда люди напуганы, они начинают видеть Кароля в каждом. Это очень страшно. Кого сегодня общество назначит Каролем? На кого повесят груз ответственности за все и за всеобщую слепоту, глухоту? Никто не застрахован от того, что в следующий раз Каролем не окажется именно он.

Пьеса абсурда хороша тем, что позволяет мне как режиссеру каждый раз находить какие-то новые смыслы, новые идеи и новые повороты сюжета. Сегодня это один спектакль, а через какое-то время я могу сделать абсолютно иную историю, где герои будут нести совершенно другую энергетику, решать другие задачи.

- Рашид Муллагалиевич, наверное, драматургия абсурда не совсем типична для татарского театра? Как работалось над этой пьесой?

- Знаете, наоборот, когда я ставил спектакль, вдруг поймал себя на мысли, что элементы жанра абсурда, как ни странно, для татарской культуры вполне приемлемы. Например, кто такой Шурале? И ни человек, и ни животное. Он добрый, злой, доверчивый и коварный одновременно. Наверное, в этом есть какой-то абсурдистский момент. Поэтому ставить спектакль было приятно и легко, артисты работают с интересом. Мы попытались совместить несколько жанров: комедию, клоунаду, трагедию, драму.

- Вы были готовы к тому, что зрители, привыкшие к традиционным бытовым комедиям, неоднозначно отнесутся к «Сумасшедшему бабаю»?

- Да, многие заходили ко мне и говорили, что им понравилось. Были и те, кто вставал и уходил из зала. Но у меня не было цели угодить всем. Мы поставили спектакль, который заставляет задуматься над важными вещами. Наверное, в этом и есть основная задача театра - не только развлекать, но и давать пищу для размышлений.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100