Без вести пропавших воинов нет среди живых, нет среди погибших

3 декабря в России вот уже второй год отмечается День Неизвестного Солдата. Именно в этот день в 1966 году в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой у Кремлевской стены в Александровском саду захоронен прах неизвестного солдата, погибшего на 41-м километре Ленинградского шоссе. Так появилась самая посещаемая в нашей стране могила с надписью «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

news_top_970_100

По предложению ветеранов, этот день отмечается как «дата, которая объединяет всех пропавших без вести во время войн и военных конфликтов».

Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации в 2001 году рассекречены данные о безвозвратных потерях армии нашей страны с 1900 года. Они составили 12132668 солдат и офицеров по списочному составу. И хотя это, конечно, далеко не все погибшие военнослужащие-россияне, место гибели известно лишь у половины из них. А это значит, что юридически на сегодняшний день около шести миллионов солдат и офицеров нашей армии, которые не вернулись с фронтов в ХХ веке, считаются пропавшими без вести. Иначе говоря, большинство защитников Отечества лежит в безымянных могилах.

К сожалению, только в наши дни начались поиски решения данной проблемы на государственном уровне. Президент РФ Владимир Путин решил возглавить общественное движение под названием «Бессмертный полк России», среди главных задач которого наряду с краеведческо-воспитательной функцией розыск сведений о судьбах военнослужащих, считающихся пропавшими без вести. Инициаторы движения хорошо понимают, что поисковая и архивная работа должна вестись не по праздничным датам и не по сезону, а постоянно и на профессиональной основе.

Но прежде всего необходимо политическое решение на уровне государства о юридическом признании всех военнослужащих, судьба которых неизвестна, которые не числятся среди дезертиров и предателей, погибшими при исполнении воинского долга.
Это проблема и моральная, и социальная. Наше государство единственное в мире, которое не признало миллионы своих защитников, отдавших жизнь в боевых конфликтах, погибшими.

Что значит быть семьей пропавшего без вести, еще хорошо помнят многие наши сограждане. Сотрудники военкоматов и социальных служб всегда подчеркивали этот статус, лишний раз намекали, что кормилец данной семьи юридически погибшим не считается. А значит, государство не обязано компенсировать родителям, вдовам и детям ни моральный, ни материальный ущерб.

Тыловые службы не стеснялись жестоко ерничать: «А может, он у вас за границей другую семью завел и живет припеваючи?» Клеймо изменника осталось и на детях тех солдат - судьба многих была исковеркана. Их не принимали ни на учебу во многие вузы, ни на работу на престижные места. Чувство без вины виноватого остается в душах десятков миллионов россиян и жителей стран СНГ до сих пор.

Понимание актуальности этой проблемы подчеркнули в своем обращении к Президенту РФ В.В.Путину ветераны Великой Отечественной войны Республики Татарстан еще в 2013 году. Не случайно вопрос о признании без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., на которых нет компрометирующих данных, погибшими обсуждался 27 февраля 2014 г. на заседании Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов. Депутаты обратились за поддержкой к военным.

Казалось бы, кто как не сами офицеры, заинтересованы в том, чтобы смыть позорное пятно подозрения со своих боевых товарищей? Ведь именно для этого несколько лет назад были созданы в Министерстве обороны Российской Федерации специальное Управление по увековечению памяти погибших при защите Отечества, Межведомственная комиссия по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести. Вопрос о признании всех пропавших без вести погибшими обсуждался, в частности, и в феврале 2014 года в Общественной палате РФ. На том заседании прозвучали слова представителя Министерства обороны РФ о том, что нужно прежде внимательно изучить судьбы попавших в немецкие концлагеря советских воинов, которые могли перейти на вражескую сторону. Правда, по словам этого выступавшего, никто не мешает нашей стране выразить акт прощения даже тем, кто оступился тогда.

Возникает вопрос: а кто мешает это сделать вот уже 70 с лишним лет? Ведь речь идет не о прощении предателей, а о признании невиновности тех, кто не совершал преступлений! Способность фарисеев в мундирах переворачивать суть вопроса с ног на голову - главная помеха в решении этого вопроса государственного значения.

Сколько бы мы ни говорили в День Неизвестного Солдата о необходимости увековечить память своих отцов и дедов, воспитать на примере их подвига молодые поколения, новых защитников Отечества, это так и останется пустым звуком, пока не признаны погибшими те, кто остался лежать на поле брани или во рвах фашистских лагерей. Того, кто считается пропавшим, а значит, живым, невозможно увековечить. И даже помянуть по правилам любой религии.

Признание погибшими всех, кто не вернулся с войны, тех, о ком нет компрометирующих данных, - не юридический казус. Правительства Германии и других стран сочли нужным издать такое постановление сразу после окончания Второй мировой войны. Сделано это прежде всего с заботой не только о павших, но и о живых для решения многочисленных вопросов социальных благ и наследства.

3 декабря - еще один повод вспомнить, что только в Республике Татарстан до сих пор около 180 тысяч так называемых пропавших без вести в годы Второй мировой войны.

Первый шаг сделан. При поддержке Президента Татарстана Рустама Минниханова в казанском парке Победы открыт историко-мемориальный комплекс «Книга Памяти». Электронная Книга Памяти Республики Татарстан доступна сегодня каждому посетителю парка Победы и Музея-мемориала Великой Отечественной войны в Казанском кремле. Но необходимо организовать систематическую поисковую работу по розыску сведений о погибших земляках. И сделать это нужно как можно быстрее, пока еще живы хотя бы некоторые вдовы пропавших и их постаревшие дети.

Архивный розыск пропавших без вести красноармейцев нужно сделать высокопрофессиональным делом при постоянной и ощутимой государственной поддержке. Необходимо финансирование не только поисковых экспедиций, фестивалей и конкурсов, реконструкции воинских надгробий. Важно, чтобы профессиональную помощь в розыске сведений о своих родственниках наши сограждане получали круглый год от специалистов соответствующей квалификации. Главное, чтобы татарстанцы знали, куда можно обратиться за методической помощью.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100