Жильцы либо самостоятельно добиваются перерасчета, либо идут за консультацией к специалистам. «КВ» обратились к одному из них - исполнительному директору НП «Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ» Дмитрию Романову.

- Дмитрий Сергеевич, часто ли горожане обращаются за перерасчетом коммунальных и жилищных услуг и удается ли им вернуть свои деньги?
- В нашем центре таких обращений достаточно. Основные жалобы касаются расчетов по ОДН - их около 35%. Характер претензий диктует сезонность. Например, сейчас недовольны отоплением - в некоторых квартирах холодно. Вернуть деньги удается тем, кто правильно действует и доказывает, что с него взяли лишние деньги.

- А как это - правильно? И каков алгоритм подачи жалобы?
- Не надо сразу писать петиции на имя президентов республики и страны. Первое, что нужно сделать, - обратиться в свою управляющую компанию с конкретным изъяснением вашей жалобы, четко указать, когда и в какой сумме у вас взято лишнее. В соответствии с постановлением правительства РФ №731 от 6 мая 2011 г. «О раскрытии информации управляющими компаниями и ТСЖ» УК обязана раскрыть всю нужную вам информацию: какие были сделаны начисления, за какой период времени и так далее.
Если собственники жилья до визита в УК приходят в наш центр, помогаем им правильно составить первичное обращение. Опираясь на нужные постановления Жилищного кодекса, готовим запрос, в котором просим изложить, почему сделали завышенные начисления по теплу, воде, электроэнергии и т.д. Если перерасчет глобальный, просим предоставить распечатку с теплового счетчика дома. Там, где нет счетчика, есть определенные нормативы - для каждого дома они свои, значит, берем расчет. Еще нужно запросить в УК справку из БТИ, где указана фактическая квадратура дома. Также нужны распечатки по счетчикам горячей, холодной воды и электроэнергии, расчет формулы потребления, чтобы можно было получить ответ на вопрос: почему я плачу за все и вовремя, а приходит завышенный счет за ОДН?

- То есть речь идет не только о злостных неплательщиках, но и о добросовестных гражданах...
- Есть люди, которые отказываются платить в принципе. А у кого-то долг получается по невнимательности. К примеру, несвоевременно подавали показания счетчиков. Некоторые встают в позу: мол, раз мне услугу не оказали, платить не буду совсем. Такая позиция неправильная. Неоказание услуг надо доказывать в суде, а счета оплачивать вовремя. Иначе в конечном итоге придется платить и долг, и штраф за просрочку. Надо внимательно относиться к своему жилью и понимать, что платить квартплату все равно надо - это обязанность собственников жилья. В магазине ведь никто бесплатно продукты не раздает. Почему же управляющие компании и ресурсоснабжающие организации должны это делать? Даже если человек какое-то время не проживал в квартире, он все равно должен платить за ОДН и жилищные услуги.