Злободневные жилищно-коммунальные темы стали предметом обсуждения на встрече с журналистами депутата Госдумы России Александра Сидякина, первого заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Алексея Фролова и Дмитрия Романова - координатора федерального проекта «Школа грамотного потребителя» от политической партии «Единая Россия».

Начисления по ОДН станут меньше

Платежи за общедомовые нужды - тема больная для населения. И поэтому первый вопрос журналистов: ожидать ли повышения ОДН?

- Нет, но произойдут изменения, которые должны снять остроту недовольства жильцов, - отвечает замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов. - Порядок начисления по ОДН является стимулирующим на установку приборов учета. Сверхнормативные платежи за ОДН платят собственники тех квартир, где не установлены счетчики. Федеральным законодательством предполагается, что изменения в порядке начисления ОДН произойдут до 1 апреля 2016 года в части переноса ОДН его нормативной величины в графу «Жилищные услуги». То есть нормативная величина ОДН перенесется непосредственно в статью обслуживания текущего ремонта.

- ОДН - это очень важный вопрос, при его обсуждении в Госдуме депутаты сломали немало копий, - продолжает объяснение депутат Госдумы РФ Александр Сидякин. - Наконец-то закон принят в третьем чтении, и теперь ОДН будут числиться в статье «Жилищные услуги». Сейчас владельцу квартиры, у которого нет приборов учета, начисляется плата по нормативу потребления воды для собственных нужд плюс ОДН по воде. Чтобы добиться справедливых начислений, собственники прилагают массу усилий: снимают показания счетчиков, проводят свои расчеты, обивают пороги жилищных организаций.

При переносе этой услуги в жилищную со всем будет разбираться управляющая организация, которая обязана заботиться о том, чтобы ОДН были минимизированы. Для чего используется вода в местах общего пользования в доме? Для того чтобы помыть полы в подъездах, полить клумбы, прокачать воду дважды в год в отопительной системе. Если нет протечек, то и остальных причин потребления воды быть не может. И если установлен норматив конкретно по каждому дому, то все потребление сверх нормы управляющая организация будет оплачивать из своей прибыли. Сотрудники УК должны будут заботиться о том, чтобы не было перерасхода воды. Пусть хоть по квартирам идут и обеспечивают установку дистанционного съема показаний потребления воды. Повторю, с 1 апреля 2016 года эта норма должна заработать, и прежде всего должна облегчиться жизнь собственников квартир.

Куда жаловаться на лицензированные УК

Процесс лицензирования в Татарстане, по словам специалистов, завершен успешно. Но вопросов к УК у населения от этого не стало меньше. К примеру, какие методы существуют, чтобы контролировать работу лицензированных управляющих компаний?

- Лицензирование в Татарстане прошла 291 жилищная организация, и только четыре не смогли справиться с этой задачей, - отвечает Алексей Фролов. - К тому же есть ряд УК, которые поучили лицензию, даже не имея в управлении домов. Они также заявились на участие в конкурсе. Это конкуренты существующих ныне управляющих компаний. Как только проштрафившаяся организация лишится лицензии, ее место сразу же займут они.
Долг россиян по ЖКХ - 1 триллион рублей

Недавно Госдума РФ приняла закон о платежной дисциплине в третьем чтении. О том, насколько он востребован, говорит Александр Сидякин:

- Новый закон - инструмент воздействия на неплательщиков за коммунальные услуги. Неплательщики - это наш с вами бич, потому что бремя так или иначе падает на добросовестных пользователей коммунальных услуг. Только вдумайтесь, долг по ЖКХ в России на сегодня триллион рублей, а это почти 5% российского бюджета! Понятно, что не вся эта сумма - долг простых потребителей. На долю жителей многоквартирных домов приходится более 280 миллиардов рублей. Тем не менее деньги немалые.

Мы анализировали портрет неплательщика и пришли к выводу, что это не малообеспеченный гражданин - пенсионер или бюджетник. Они-то как раз знают: чтобы получить положенные им субсидии по «коммуналке», надо вовремя платить.

Среди должников - асоциальная категория населения: наркоманы, алкоголики, которые ни за что не платят, и другая (большая) категория - так называемые инвестиционные квартиры, собственники которых уверены: они ни за что не должны платить, им все должно поставляться даром. Дескать, газ, вода и прочее - это национальное достояние. У таких людей нет осознания того, что за коммунальные услуги (свет, газ, воду) надо так же платить, как за хлеб, молоко и мясо. В большей части это, конечно же, наигранная позиция. Все они знают, но так нагло ведут себя.

В любой европейской стране строго относятся к коммунальным должникам: 15 дней просрочки - и в квартире перекрывают все. У российских жилищных организаций нет полномочий на жесткие действия. Наше законодательство очень либерально по отношению к должникам. Слишком многое нельзя: если квартира единственная, отнять ее нельзя (даже если это хоромы), запрещается отключать от холодной воды и тепла и так далее. Надеемся, новый закон все-таки сможет заставить должников раскошелиться.

ЖКХ-просвещение требуется и школьникам, и пенсионерам

В Татарстане стартовал федеральный проект «Школа грамотного потребителя», который призван обучить коммунальной грамоте все слои населения.

- Собственники зачастую не знают, куда жаловаться на недобросовестность жилищных организаций, органов местной власти, хотя существует множество механизмов принятия большого количества решений по самому широкому кругу вопросов, - говорит Александр Сидякин. - Люди не знают, как всем этим пользоваться. Население не в курсе, что есть Республиканская жилищная инспекция, общественные организации, которые контролируют органы исполнительной власти, местного самоуправления.

Для того чтобы устранить жилищную безграмотность населения, партией «Единая Россия» совместно с Министерством строительства и ЖКХ РФ запущен проект «Школа грамотного потребителя». Ее работу представил координатор проекта Дмитрий Романов:

- В Татарстане федеральный проект будет реализован при поддержке министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства. На сегодняшний день обучение в рамках проекта прошли около 300 человек. До конца 2015 года планируется обучить около тысячи человек, проживающих не только в Казани, но и в других городах Татарстана. Обучение бесплатное и состоит из 10 часов лекций, семинаров и дискуссий.

Разработчики проекта ориентировались в первую очередь на активных жителей - председателей советов многоквартирных домов, старших по дому или подъезду. В число основных направлений и тем обучения вошли такие: основы Жилищного кодекса РФ, понятие счета-фактуры, взаимодействие совета дома с УК и так далее. По результатам прохождения обучения каждому участнику проекта будет выдан соответствующий сертификат, а также методические пособия.