Зачем Татарстану хотят повязать красный пояс экстремизма

Главный удар в групповой схватке нужно нанести самому сильному. Этому негласному правилу кулачной драки следуют и те, кто стремится обострить межнациональные отношения в Татарстане.

news_top_970_100
Республика стабильно входит в десятку самых развитых регионов России, поэтому служит солидной заманчивой целью для экстремистских организаций, пытающихся ослабить страну и сделать ее территорией религиозных войн. Что можно и нужно противопоставить этому? Свою оценку ситуации корреспонденту «КВ» представил профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казанского филиала Российской академии правосудия, председатель Экспертного совета программы исламоведения при Казанском федеральном университете Айдар Хабутдинов.Недавно в Казани состоялась защита кандидатской диссертации с названием, которое уже само по себе заставляет задуматься о большой неоднозначной теме в жизни столицы Татарстана. Название этой научной работы звучит так: «Кухня таджиков города Казани». Первые две главы диссертации посвящены религиозной составляющей этой среднеазиатской кухни. В третьей рассматривается тема халяльной экономики, прочно занявшей свое место в общем развитии Казани в последние 20 лет. Нужно ли изучать эти новые явления в нашем городе? Обязательно, убежден Айдар Хабутдинов. - В начале прошлого века население Казани составляли в основе своей русские и татары с небольшим вкраплением евреев. Сейчас в числе горожан мы видим и представителей народов Северного Кавказа, Средней Азии. В Казани уже есть мечети, где среди верующих преобладают мигранты. Часть приезжих составляет население поселков в черте Казани, городские рынки также стали сферой влияния новых национальных диаспор. Это реальный мир со своими традициями и обычаями, возникший в последнее время в нашем поволжском городе, далеком от их родных мест, - поясняет ученый. - Айдар Юрьевич, этнические группы, которые жили в своих традиционных регионах - Северном Кавказе, Закавказье, Средней Азии, сейчас в массовом порядке расселяются по всей территории России. Что делать с этим большим наплывом людей, все же заметно отличающимся от жителей средней полосы России по менталитету и привычкам? Существуют ли в этом скрытые опасности для уклада жизни местного населения? - Массовая миграция внутри страны - это только часть проблемы, которую необходимо решать в срочном порядке и нашей республике. Второй ключевой и проблемный вопрос миграции - религиозный. Вспомним историю. Официальная политика власти на территории нашей страны начиная со времен царствования Екатерины II базировалась на том, что ислам на российском пространстве - это традиционный татарский ислам. Наивысшей точки в закреплении этого главенствующего положения местных религиозных кадров достигла при личном контроле со стороны императора Николая I. Такое незыблемое положение существовало на протяжении четырех с половиной столетий, вплоть до начала массового переселения мигрантов, которое произошло на наших с вами глазах в 90-е годы прошлого века. Возвращение к этой государственной политике и традиции богословия российских мусульман очень важно. Потому что у мигрантов нет опыта многолетнего сосуществования с русским народом, как у татар. Эту политику надо проводить не в рамках какого-то отдельного региона, а в рамках всей России. - В чем же различия у мусульман Северного Кавказа и Поволжья?

- Татары традиционно, по крайней мере, с начала X века, придерживаются ханафитского мазхаба - одной из четырех школ в суннитском исламе. Да, тюркские народы Северного Кавказа в своем большинстве также придерживаются ханафитского мазхаба. Но если мы возьмем горские народы Дагестана (а это аварцы, даргинцы, лезгины, чеченцы и ингуши), то они придерживаются шиитского мазхаба. Здесь основная проблема заключается в том, что, например, татары на протяжении 4,5 века были интегрированы в сословную структуру Российской империи и участвовали в работе целой системы органов самоуправления. Это городские думы, земства, Государственная Дума Российской империи. А если мы посмотрим на историю народов Кавказа, они не входили в такую сословную структуру власти и не участвовали в органах самоуправления. Добавим при этом их недавние исторические раны и обиды, когда во время Великой Отечественной войны чеченцы, ингуши, карачаи, балкарцы были депортированы. Как мы четко увидели на примере крымских татар в этом году, эти раны не забыты. Второй важный момент. Когда мы говорим о Северном Кавказе, не нужно забывать, что вся промышленность Северного Кавказа значительно уступает промышленности Татарстана, Башкортостана и других регионов России. Поэтому в проблемах миграции вопрос идет даже не о религиозных различиях, а о том, что кавказцы в своих регионах просто не могут интегрироваться в высокоразвитую индустриальную и постиндустриальную цивилизацию, что и вызывает их массовую миграцию.

- И каков результат?
- Вот уже и в Татарстане должности имамов в части татарстанских мечетей заняли мигранты. А поскольку в современной России до последнего времени существовало несколько духовных управлений мусульман, не было единого реального механизма по контролю за подготовкой имамов и их назначением. Поэтому здравым процессом следует считать восстановление вертикали власти и в религиозной жизни страны. Речь идет о недавнем решении Министерства юстиции Российской Федерации о преобразовании Духовного управления мусульман европейской части России в Духовное управление мусульман России. Надеюсь, что таким образом будет создана структура, которая будет реально контролировать деятельность имамов на всей территории России. Особенно этот контроль важен сейчас, когда у нас в республике появилось большое количество новоявленных мусульманских общин. - Что сейчас для наших ученых главное?- Да, жители России хотят мирно жить в своем собственном доме, в своей стране и растить своих детей. Но мы также должны четко понимать, что этот мир вокруг нас будет изменяться и все сильнее отходить от того мира, к которому мы привыкли в советскую эпоху. Поэтому вот какое предложение мы как ученые-социологи выдвинули на состоявшемся в Казани научно-практическом межрегиональном семинаре «Проведение комплексного мониторинга межэтнических и межконфессиональных отношений в Российской Федерации: методология и социальная практика». Пришло время безотлагательно приступить к формированию отечественной богословской школы, мнение которой будет авторитетным для всей страны. А ее основой должно стать уважение к нормам мусульманского права и конституционного строя Российской Федерации.
Недавно появилась попытка создать карту России с обозначением территорий с особо напряженным состоянием межэтнических отношений. Согласно докладу «Гроздья гнева» Центра изучения национальных конфликтов Республика Татарстан обозначена на карте красным цветом - как регион с неблагополучной ситуацией в этой сфере жизни населения. Бьют всегда самых сильных. Поэтому неслучайно для такого удара по межнациональному миру выбран Татарстан. Но авторы промахнулись. При всех исторических трудностях русско-татарских отношений в Татарстане успешно выработана модель, когда миллионы людей благополучно проживают совместно на одной территории и своим общим трудом создают один из самых сильных и стабильных регионов Российской Федерации.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100