«Аксенов-фест»: ноябрьские культурные каникулы

Программа фестиваля «Аксенов-фест» оказалась весьма насыщенной: мастер-классы, дискуссии, спектакли, творческие встречи. На некоторых побывали наши корреспонденты.

news_top_970_100
ПОДАРОК. 1 ноября в Доме-музее Василия Аксенова на встрече с участниками VIII литературно-музыкального фестиваля «Аксенов-фест - 2014» главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова заявила, что на этот раз его тема будет касаться самоидентификации молодого поколения. Причем не только тех людей, которые говорят на русском языке, но и тех, что живут в других странах. Хэдлайнерами мероприятия стали прозаик Евгений Попов, прозаик и драматург Александр Кабаков, писатель, архитектор, книжный график Андрей Балдин, прозаик, поэт, сценарист Денис Осокин и многие другие. Барметова продемонстрировала значок с карикатурным профилем Василия Аксенова, нарисованным им самим. «Когда мы обсуждали фестиваль, придумывали символ, Василий Павлович Аксенов предложил вариант рисунка, который он делает на всех своих рукописях, - карикатурный профиль. Это и стало символом нашего фестиваля», - подчеркнула Барметова.Поскольку в этом году журналу «Октябрь» исполняется 90 лет, главред решила посвятить юбилейный выпуск сверхкороткой прозе - рассказу с ладонь. Эту идею Барметовой предложил Василий Аксенов, утверждавший, что современная проза должна быть в короткой форме. «Мы предложили многим писателям помочь нам в создании праздничного номера журнала, а именно - написать рассказ с размером человеческой ладони. Это очень сложная задача, лишь сто авторов справились с ней», - отметила Ирина.
В тот день Дому-музею Аксенова был преподнесен подарок - переписка писателя с родителями. МАСТЕР-КЛАСС ПО ПРОЗЕ... 2 ноября на литературном вечере, посвященном художественной литературе, писатель, архитектор и книжный график Андрей Балдин заявил, что она должна быть сакральной. Свое общение со зрителями он провел в форме мастер-класса по прозе. Его участники очень удивились, когда Балдин сказал, что в его доме мало книг и он почти не покупает их. «Я стараюсь покупать книги крайне редко, но если покупаю, то она остается у меня на долгое время и становится верным другом», - признался Балдин.Он прокомментировал работы начинающих казанских писателей, выделив Михаила Мухина и Елену Черняеву. По его словам, в рассказах этих авторов затронуты наиболее интересные темы. Хэдлайнер посоветовал авторам не останавливаться на этом, двигаться только вперед и как можно больше писать....ДРАМАТУРГИИ... Самый молодой участник фестиваля, начинающий драматург, режиссер и актер театра «Театр.doc» Талгат Баталов провел свою творческую встречу. По словам Талгата, многие люди относят его детище к документальному театру, но это не так. «Мы ставим разнообразные спектакли. У нас есть и документальная проза, и современные пьесы, где художественный текст не связан с документальностью. Главная задача нашего театра - это игра с реальностью, где молодежь со сцены не боится высказываться на социальные темы», - сказал режиссер.Документальные постановки основываются только на реальных фактах. Например, в театре поставили спектакль «Двое в твоем доме», где рассказывается о нашумевших выборах в Белоруссии, когда многих кандидатов отправили под домашний арест. Среди них оказался писатель Владимир Легляев. Для того чтобы написать и поставить документальную пьесу о нем, автор поехал в Минск и долго общался с этим кандидатом. В итоге произведение стало весьма популярным. Это не единственная документальная постановка режиссера Баталова. Его первая работа «Шум» завоевала симпатии московского зрителя. Участники встречи с Баталовым разделились на две части. Одни говорили, что «Театр.doc» - это сплошная грязь, где нет ничего светлого, позитивного, а темы только мрачные. Другие же поддерживали молодого режиссера, утверждая, что сегодня молодежь с помощью театра может выразить свое отношение к той или иной социальной проблеме....И ПОЭЗИИ. Ведущим мастер-класса по поэзии стала талантливый современный поэт и прозаик Светлана Васильева. На встречу с ней пришли около 50 зрителей. Контингент самый разный: от профессорского вида пожилых леди и джентльменов до очень молодой публики. Во главе собрания за изящным столиком, заваленным текстами стихов, сидела Светлана Васильева, женщина интеллигентная и крайне обаятельная. Поэтесса анализировала стихи авторов-участников, давала советы, зачитывала некоторые строчки. А порой предлагала их авторам самим прочитать целое стихотворение. Кто-то стеснялся и отказывался, а кто-то, напротив, был рад блеснуть талантом. В основном звучала философская лирика, любовной и иронической поэзии оказалось очень мало, а гражданской не было вовсе.Казалось бы, случайный посетитель мог заскучать в подобной обстановке. Но этому препятствовали стихотворения, которые читались, сами участники - истинно творческие люди, каждый со своими причудами, оживлявшие строки теми эмоциями, которые были в них. Препятствовала творческая обстановка дома Аксенова, наполнявшая каждого вдохновением и чувством прекрасного. «РАССКАЗ С ЛАДОНЬ» ПОД ЗВУКИ ДЖАЗА. Нововведением фестиваля «Аксенов-фест» стал литературно-музыкальный перформанс «Рассказ с ладонь», с которым казанская публика знакомилась в понедельник, 3 ноября, в НКЦ «Казань». Зал быстро заполнился самой разновозрастной публикой, которая с нетерпением ждала чего-то необычного. Перед началом спектакля главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова пояснила, что в перформансе объединены рассказы, написанные в размер ладони. Перед их авторами стояла задача написать произведение максимально короткое, но значимое и ценное. На призыв Барметовой обратиться к жанру сверхкороткой прозы откликнулись около 100 авторов. Однако в перформансе, исполненном в тот вечер актером и режиссером Талгатом Баталовым и джазовым коллективом V.Aks-band во главе с Юрием Щербаковым, прозвучали лишь некоторые произведения. Рассказы в несколько строк, которые читали под звуки джаза, то смешили зрителей, то заставляли задуматься, то вызывали недоумение. Зрителей сразу удивило то, что все рассказы читались без названий и представления авторов. А все их сюжеты, как и манера повествования, были сверхнеординарны. К примеру, в одном из рассказов повествование шло от имени… утюга и тормоза. Был рассказ о жене богатыря и Змее Горыныче. Еще прочитали рассказ, который начинался так: «Есть у меня пиджак… я в нем обычно женюсь. Главное - начать жениться, а потом втягиваешься...»Все произведения читал молодой актер и режиссер Талгат Баталов. Читал он их весьма оригинально: на ступеньках мраморной лестницы стояли пюпитры, на которых были размещены распечатки рассказов. В итоге чтец переходил, поднимаясь, от одной ступеньки к другой. На понравившиеся сюжеты публика сразу откликалась, награждая авторов аплодисментами. Таким необычным образом казанская публика больше часа знакомилась с современными представителями жанра короткого рассказа. Кстати
Московский прозаик Александр Снегирев и узбекский драматург Талгат Баталов стали обладателями международной премии «Звездный билет - 2014», вручение которой состоялось во вторник в Казанской Ратуше. Лауреатов премии поздравил мэр Казани Ильсур Метшин.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100