Почему я не вернусь на работу в школу?

Будучи по образованию педагогом, я отработал в школе учителем год. Несмотря на то, что это очень интересное занятие, возвращаться я туда не хочу, как и многие мои знакомые, имеющие диплом педагога. Причин этому немало.

news_top_970_100
О зарплате
Денежный вопрос, пожалуй, краеугольный. Сейчас с ним, правда, стало лучше. Раньше старт в благородной профессии учителя для молодого специалиста был весьма печальным - стажа нет, категории нет, значит, оклад просто смешной. Теперь ситуация улучшилась в разы, но радужной ее все равно не назовешь. Во-первых, учителям наконец дали возможность зарабатывать. Да, работать приходится намного больше, но и результат значительно ощутим. Молодым педагогам предоставляются льготы и субсидии. Причем в этом отношении наша республика - один из самых привлекательных регионов. Плюс грантов в сфере образования с каждым годом становится больше, а получить их куда реальнее, чем может показаться.Об обратной стороне
Однако серьезные минусы никуда не делись. Например, для того, чтобы получать приличную зарплату, молодой педагог должен трудиться в поте лица. Точнее, набирать дополнительные ставки, что для учителя-новичка совсем непросто. Ведь провести урок - это полдела. К нему нужно подготовиться, а после проверить работы учеников. У опытного учителя есть методические наработки, планы и конспекты уроков. Молодому же специалисту все это только предстоит наработать. Хорошо, когда ведешь одну параллель, - часть работы можно продублировать. А если преподаешь предмет, по которому у учеников всего урок или два в неделю? Классов, таким образом, становится намного больше, как и конспектов. Но ведь одной ставки мало, нужно брать больше. В итоге качество обучения неизбежно падает. А чрезмерное увлечение учителя конкурсами и грантами отвлекает его от основной деятельности - учить. Во время своей педпрактики я несколько месяцев заменял учительницу, активно участвующую в конкурсе «Учитель года». На мой взгляд, было справедливым то, что она не прошла в финал. Как-то не вяжется у меня образ лучшего учителя страны с педагогом, который ради карьеры на столь длительный срок оставляет своих юных подопечных.О бумагах
Методички, планы, конспекты - часть бумажной работы, которая необходима для учебного процесса. Однако в школе есть еще значительное количество документов чисто бюрократического характера, которые также ложатся на плечи учителей. Иногда их так много, что хоть волком вой! Сфера образования в нашей стране претерпевает многочисленные изменения, за каждым из которых всегда стоит новый документ или изменения в существующем.Немало сложностей учителю прибавила система электронного документооборота. Со временем, когда она полностью вытеснит старую, система всерьез разгрузит учителей от бюрократической работы. Сейчас же приходится во многом дублировать одну и ту же работу сначала на бумаге, а потом в электронном виде.О положении «на посылках»
То, что на молодых учителей сваливают массу неблагодарной работы, не секрет. Старшим товарищам нужно помогать, но помощь эта зачастую переходит все мыслимые границы. А что делать? В коллективе нужно осваиваться, откажешься - не поймут. Приплюсуйте к этому тот самый электронный документооборот. Многие старшие учителя не хотят или не могут его осваивать, переложив задачу на молодых.Об отношениях с детьми
Но это все «закулисье» работы учителя. А нужно еще и учить, это очень большая ответственность. Все молодые учителя склонны рефлексировать: «Правильно ли я им объяснил? Поняли ли они? А что останется у них в голове после моих уроков?» Учителем нельзя быть только на уроке или только в школе. Им можно быть только двадцать четыре часа в сутки! Это выдерживают далеко не все.А ведь дети очень разные. И разница в возрасте не выглядит достаточно внушительной, чтобы быть дистанцией между учителем и учениками, которую все же следует сохранять. А наличие социальных сетей дает возможность детям узнать многое и о личной жизни своих преподавателей. Поэтому молодым учительницам от старшеклассников нередко поступают весьма недвусмысленные намеки. Мужчинам-учителям в этом отношении проще. Но у них свои проблемы - особо ретивые ученики, не согласные с тем или иным решением учителя, могут просто «проводить» любимого учителя до дома, подкараулив в какой-нибудь подворотне.Мнения коллег
Дарья, бывший учитель средней школы: Главное, что осложняло мою работу учителем, это воспитательный компонент. С одной стороны, воспитывать учеников учитель зачастую просто не имеет права, это прерогатива родителей. С другой - некоторые родители хотят спихнуть эту задачу на школу, совершенно не занимаясь воспитанием собственных детей. Еще очень осложняют работу мобильные телефоны. Дети на уроках отвлекаются, а когда пытаешься забрать мобильник на время урока, приводят сокрушительный аргумент, что это средство экстренной связи с родителями.Роман, преподаватель СПО: Со студентами работать гораздо проще - они более мотивированы. Даже те из них, кто по большому счету еще находится в школьном возрасте, гораздо лучше понимают, что они пришли получать профессию. Потому возвращаться в школу мне не хочется, хотя зарплаты там сейчас выше, чем в нашей сфере.Андрей, преподаватель частной языковой школы: Работать учителем мне понравилось уже на практике. Но в те годы, когда я окончил вуз, зарплата начинающего учителя школы была просто смехотворной. Подался, что называется, на вольные хлеба. Теперь зарплата в школах стала выше. Но все еще не может соперничать с той, что я получаю, работая на предпринимателя. Да и бумажной работы у меня гораздо меньше. Это я вижу на примере моей матери, много лет отработавшей в школе.Алсу, преподаватель вуза: В школе я поработала во время практики, мне очень понравилось. После вуза мне предложили место преподавателя. Неприятной оказалась монотонность и рутина в работе. В школе ты ведешь класс от года к году, а в вузе - отвел курс, на его место пришел другой. Платили, конечно, мало. Без ученой степени на приличную зарплату рассчитывать нельзя. Насколько я знаю, в школах сейчас платят больше. Это и стало моей основной причиной смены профессии.Что в итоге
Может сложиться впечатление, будто работа педагога - это беспросветный мрак и с ней лучше не связываться. Конечно, это не так. Помня о многочисленных минусах, нельзя забывать и о несомненных плюсах, которые каждый найдет в этом деле. В этом году в школы Казани пришло 235 (!) молодых учителей, которые недавно дали клятву педагога. Пожелаем им удачи и посмотрим, сколько из них останется там через год.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100