Анатолий Борисович, по заверениям окружающих, человек добрый, отзывчивый, жизнелюбивый. Несмотря на то что ему 2 июня исполняется 85 лет, он очень позитивный, открытый и активно живущий и творящий человек. Уже более 60 лет является авторитетным педагогом Казанской государственной консерватории имени Н.Жиганова. Ученики Анатолия Луппова живут и творят не только по всей стране, но и за ее пределами.

- Анатолий Борисович, в Татарстане среди музыкантов-композиторов самых разных национальностей немало тех, кто внес свой вклад в развитие музыкальной культуры татарского народа. Вы являетесь автором первой в татарской музыке монооперы «Неотосланные письма» по повести А.Кутуя. 7-я симфония для струнного оркестра «Кара урман», «Татарское каприччио» для симфонического оркестра, одноактные балеты «Соловей и родник», «Джим» на сюжеты поэзии М.Джалиля и многие другие произведения написаны на татарскую тематику. Что вас привлекает в татарской музыке?
- В татарской музыке меня привлекает такая ее особенность, как целомудренность лада, а именно пентатоники. Это звучание совершенно особого рода. Татарская пентатоника отличается необыкновенным многообразием, чем и привлекает многих композиторов. Мне интересно работать с этим пятиступенным ладом, постепенно расширяя ее границы. При помощи пентатоники можно выразить буквально все чувства: и скорбь, и радость, и лирику, и драматизм и т.д. Татарские народные песни - они как маленькие симфонии. И когда их применяешь в своем творчестве, получается просто потрясающий результат. В 9-й симфонии, которую посвятил памяти своей покойной жены, я использовал этот лад, производящий впечатление во всем мире своей необычностью. Благодаря «Антологии музыки композиторов Республики Татарстан», созданной Государственным симфоническим оркестром РТ под руководством А.Сладковского, татарская музыка попала в зарубежные страны!

- Вы активно участвовали в развитии национальных культур народов Поволжья, в частности марийской и татарской. Ваш первый марийский балет «Лесная легенда» с 1973 года постоянно идет на сцене Марийского театра оперы и балета им. Э.Сапаева. Откуда у вас такая любовь к татарской и марийской музыке?
- Все детство я провел в русско-марийском селе Верх-Ушнур. Мои друзья были марийцами, поэтому часто бывал у них дома и слушал марийские народные песни. Это потрясающе интересные песни! Причем в зависимости от района проживания (марийцы бывают луговые, горные, восточные) у всех разные лады и песни. Марийской музыкой я интересовался и потом, но писать не осмеливался. Только изучив все собранное мною там, приступил к написанию марийской музыки. В 1959 году сочинил «Рапсодию для скрипки и фортепиано» на марийские темы. После этого вдохновился на сочинение более крупных, уже симфонических произведений. А потом появился мой первый марийский балет «Лесная легенда». Закончив Йошкар-Олинское музыкальное училище в 1951 году, я приехал поступать в Казанскую государственную консерваторию. Здесь услышал совсем другую, новую для себя, музыку - татарскую. И она произвела на меня очень большое впечатление! Обучаясь как на пианиста, так и на композитора, мне было очень интересно попробовать самому написать татарскую музыку. Тем более я очень сдружился с Джаудатом Файзи, Александром Ключаревым, Назибом Жигановым, что еще больше вовлекало меня в татарскую музыкальную культуру. Начал очень скромно - с обработок народных песен. Как-то их исполнял и сам Ильгам Шакиров. Со временем я дошел и до монооперы «Неотосланные письма» по произведению Аделя Кутуя. Вот так получается, что молодость провел среди марийцев, а все остальное время я живу среди татар.

- Анатолий Борисович, у какого композитора вы познали азы композиторского мастерства?

- Композиторское мастерство… Этим я, безусловно, обязан своему учителю Альберту Леману. Учился на пианиста и только на третьем курсе начал параллельно заниматься композицией. В год окончания Казанской консерватории по классу композиции (в 1958 г. - А.М.) я участвовал в Московском фестивале молодых композиторов со своим концертом для фортепиано. Это был мощный взлет! Очень благодарен своему учителю за те азы композиторского мастерства, которые у него перенял. После окончания консерватории для написания по-настоящему современной музыки продолжал изучать творчество многих композиторов, в особенности музыку Равеля, Стравинского.

- Вы окончили консерваторию по двум специальностям: как пианист и как композитор. Так же как и известный татарский композитор Рустем Яхин. Насколько важно для композитора виртуозное владение фортепиано?
- Это очень важно! Трудно найти среди известных и великих композиторов музыкантов, не владеющих фортепиано. Они все были прекрасными пианистами. Ведь фортепиано - это ключик любого композитора. Именно по их произведениям можно увидеть уровень пианистического мастерства композитора.

- Кто из ваших современников, на ваш взгляд, оставил неизгладимый след в истории татарской музыки?
- Рустем Яхин, мой современник. К сожалению, раньше времени умер. Им написаны замечательные романсы, которые до сих пор живут и будут жить всегда! Рустем Яхин, безусловно, один из самых великих татарских композиторов. Также хочется отметить Алмаза Монасыпова. У него очень интересные интонации, свой неповторимый язык.

- Вы сотрудничали, работали вместе со многими композиторами. Чье творчество вам больше по душе?
- Альберт Леман учил нас исключительно академической музыке. Такая музыка, к сожалению, немного нераскрыта для публики. В таком кругу мы вращались до тех пор, пока в 1962 году к нам не приехал Андрей Эшпай с концертом. Я услышал его яркое, открытое, темпераментное произведение и был потрясен. И после этого, конечно же, пересмотрел все свое творчество. Он сыграл в моей жизни очень важную роль. Я открыл для себя новую музыку, которая сильно воздействует на людей и заставляет их переживать те же эмоции, что чувствует и сам композитор. Мне очень нравится творчество моего современника Родиона Щедрина - настоящего русского композитора, чье творчество заставляет задуматься.

- Анатолий Борисович, вы как педагог воспитали огромное количество молодых композиторов. Расскажите о своих учениках.
- Их очень много, больше полусотни, некоторых уже в живых нет. У меня учился первый калмыцкий композитор Петр Чагушев, учились практически все композиторы из Удмуртии, Марий Эл. Моими учениками являются два видных чувашских композитора Николай Казаков и Юрий Григорьев. Несмотря на то что я уже немолодой, энергия кипит неустанно! По сей день пишу музыку и продолжаю педагогическую деятельность. Одни из самых талантливых моих учеников - это Эльмир Низамов и Елена Анисимова. Многие мои ученики становятся лауреатами различных конкурсов, получают грамоты, дипломы. Однажды мы встретились с председателем Союза композиторов России Владиславом Казениным, и он мне сказал: «Толя, на какой фестиваль ни приеду - везде твои ученики. Ты что на самом деле делаешь?!» Мне, конечно же, приятно слышать такую похвалу за свою работу. Я своих учеников очень люблю.

- Ваш ученик Шамиль Тимербулатов, известный и талантливый композитор, год назад ушел из жизни. У него, наверное, остались незавершенные произведения?
- Шамиль Тимербулатов планировал написать двухактный балет «Ак буре» («Белый волк») на либретто Рената Хариса. Но не успел, скончался. Для меня это было большой трагедией. Я к нему относился как к сыну. И когда он ушел из жизни, Гульнара (дочка Шамиля Тимербулатова. - А.М.) дала мне клавир первого акта балета, и я начал заниматься оркестровкой. Одновременно мы с ней заканчивали сочинять второй акт. Работа длилась полгода, с июня по ноябрь. В результате получилась огромная пачка партитур. Пока постановки не было, но на одном концерте уже звучала сюита из балета «Ак буре». Я считал своим долгом завершить произведение моего ученика... Очень надеюсь, что у этого балета будет будущее.

- Анатолий Борисович, поздравляем вас с юбилеем. Желаем здоровья и творческих удач. Мы вас очень любим!