А ведь каждый может быть талантлив и так же, как все, хочет жить полноценной жизнью. В том числе это касается и образования.

До последнего времени предпочтительнее всего было создать для лиц с ограниченными возможностями здоровья особые условия обучения. Это по-своему хорошо и правильно, однако возможность учиться вместе с остальными сверстниками, быть полноценным членом общества бесценна. Именно поэтому в мировой и отечественной педагогике все активнее обращаются к идее инклюзивного образования, которое подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Именно вопросам инклюзивного образования на разных его уровнях была посвящена научно-практическая конференция «Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», прошедшая 15 и 16 мая в Казани в университете управления ТИСБИ. Мероприятие прошло под патронажем ЮНЕСКО, как следствие, в нем приняло участие большое количество его представителей: 35 специалистов из 13 стран мира.

Место проведения конференции было выбрано не случайно - ТИСБИ занимается обучением таких людей уже 17 лет. Поэтому открывала заседание его ректор Нэлла Прусс, уделяющая большое внимание проблемам инклюзивного образования.

Помимо местной научной и административной элиты, заинтересованной в обсуждаемых вопросах, конференцию посетили и столичные гости, среди которых депутат Госдумы РФ, председатель общероссийского общественного движения «Образование для всех», член-корреспондент РАО Олег Смолин и ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе. Оба подчеркнули значимость темы, напомнили об успехах наших паралимпийцев. Было замечено, что инклюзивное образование на данный момент нередко не выполняет своих функций, тогда как условия для его полноценной реализации в стране существуют.

Завершил свое выступление Смолин притчей, которую ему рассказали во Всероссийском обществе слепых. На борту авиалайнера пассажиры видят, как в кабину входят пилоты в темных очках. Самолет выруливает на взлетную полосу, начинает набирать скорость, все замирают. Полоса заканчивается, пассажиры вскрикивают, но самолет начинает набирать высоту. В это время в кабине один из пилотов другому говорит: «А если бы они не вскрикнули, как бы мы поняли, что пора взлетать?»

«Так вот, лица с ограниченными возможностями здоровья могут все. Главное - им немного помочь», - резюмировал Смолин.