Не обошли трудные времена стороной и рынок недвижимости, во многих странах он оказался одним из самых уязвленных, а, по мнению многих экспертов, с него-то все и началось: вспомним кризис американской ипотеки.

Одной из примет кризиса на рынке недвижимости стало резкое снижение спроса на аренду площадей. Особенно крупных, особенно офисных. Однако стоит отметить, что даже в самые сложные периоды спрос на качественные торговые площади сохранялся - продолжали развитие торговые сети, аптеки, дискаунтеры. В сегменте же офисных площадей наблюдался «провал» спроса - мы видели спад обращения вновь открывающихся фирм, кто-то шел по пути сокращения расходов на аренду: подыскивал меньшие по площади или дешевле по цене, что вело к росту предложения относительно спроса.

Первая половина 2010 года была ознаменована заметным оживлением на рынке коммерческой недвижимости. В первую очередь за счет увеличения спроса на помещения сферы услуг и небольшие торговые помещения. Наиболее востребованы небольшие помещения на первых этажах жилых домов. Однако практика показывает, что подобных помещений очень мало. На июль 2010 года спрос здесь значительно превышает предложение. Руководитель отдела коммерческой недвижимости Казанского юридического центра Сергей Щетинников предполагает, что в данном сегменте спрос и цены будут только расти.

Совсем по-другому обстоят дела по офисным и деловым помещениям – здесь изменения не так очевидны. Более того, с начала 2010 года наблюдается тенденция к увеличению арендных ставок по офисным помещениям, что было вызвано ростом цен на коммунальные услуги.

Основной тренд лета 2010 года – рост числа турфирм, испытывающих потребность в помещениях с хорошей проходимостью в центральной части города. Объяснить это можно тем, что в 2009 году многие туристические агентства закрылись, и сегодня свободные ниши стали заполняться.

Отмечая положительные сдвиги на рынке коммерческой недвижимости, специалисты дают достаточно разные прогнозы на ближайшее будущее. Так, Сергей Щетинников отмечает, что, несмотря на положительную динамику, говорить о том, что рынок близок к своим докризисным показателям, еще рано. Цены на офисные помещения по-прежнему на 15 - 20% ниже уровня 2008 года, а спрос и вовсе составляет всего 75 - 80% от докризисного.