Главный казанский коллекционер навсегда вошел в историю Татарстана

Мемориальная доска на старинном особняке, что в центре Казани на улице Муштари, дом №11, свидетельствует о том, что здесь жил Андрей Федорович Лихачев, чья коллекция легла в основу нашего национального музея.

news_top_970_100

- Не все так просто, - объясняет замдиректора по научной работе Светлана Измайлова, - дарителем уникальной коллекции был брат Лихачева, выкупивший ее у вдовы умершего коллекционера.

И вручает мне книгу «Казанский антиквариум», которая, по словам специалиста, подробно рассказывает об этом удивительном человеке - коллекционере, археологе, нумизмате. Его уникальное собрание составило основу первого публичного музея Казани, открытого в 1895 году.

Не дал исчезнуть старине

На обложке книги, как и на стене кабинета гендиректора, - лицо человека с тонкими чертами и красивыми грустными глазами. Это Андрей Федорович Лихачев. Представитель огромного и знатного дворянского рода, который ведет свой отсчет с 1426 года. Каких только знаменитых фамилий нет на семейном древе! Нащекины, Зеленые, Дашковы, Лобачевские, Голицыны... Казанская веточка семейства Лихачевых ведет в село Полянки Спасского района, где в родовой усадьбе Федора Семеновича Лихачева и его супруги Глафиры Ивановны родился в 1832 году сын Андрей.

Отец Лихачева, выйдя с военной службы в отставку, стал предводителем дворянства Спасского уезда Казанской губернии. К сожалению, он рано умер. Его вдова осталась с шестью детьми на руках. Но благодаря, как мы сейчас говорим, своим редким организаторским способностям женщина сумела так повернуть дела в имении, что оно на долгие годы обеспечило ей и сыновьям достойное существование. В средствах дети не нуждались. Все получили блестящее образование и поступили в высшие учебные заведения.

Живя в Спасском уезде рядом с древним Болгарским городищем, Андрей с болью видел, как исчезает старина. Народ использовал бесценные древние находки в хозяйстве, поэтому Лихачев начал покупать у крестьян наконечники стрел, бляхи поясов, костяные иглы, монеты. Первыми составляющими его коллекции были археологические находки и нумизматика. Чтобы понять, что написано на древних монетах, он изучил арабский язык. Молодой коллекционер начинает переписку со столичными учеными. Вскоре наш провинциал становится членом археологического общества Петербурга. Секретарь петербургского общества, посетивший с визитом Казань, лестно отзовется о его коллекции. С легкой руки секретаря Петербургского археологического общества теперь увидеть коллекцию Лихачева считают своим долгом все гости Казани. А его самого столь высокая оценка подтолкнула к дальнейшим научным исследованиям.

Чем музей ИЗО обязан Лихачеву?

Но коллекция Лихачева - это не только археологические находки и нумизматика. Одна из ее ярких составляющих - уникальное собрание живописи. Получив разностороннее образование, в том числе и по искусству живописи, наш герой дружил с молодыми художниками, зачастую оказывая им материальную помощь. А после художественных выставок старался приобрести картины талантливых авторов. Так в его коллекции появились картины Левицкого, Тропинина, Шишкина, Айвазовского и работы менее известных авторов: Журавлева, Чернецова, Гине. Из своих поездок за границу для поправки здоровья Лихачев привозил в Россию полотна почти всех направлений живописи и графики.

- Почти вся коллекция западноевропейской живописи в собрании Госмузея изобразительного искусства обязана своим происхождением Лихачеву. Он в совершенстве знал немецкий и французский языки, занимался переводами стихов европейских поэтов. И следуя традициям семьи, продолжал собирать библиотеку, - говорит Светлана Измайлова.

По словам специалиста, библиотека Лихачева по археологии считалась лучшей в Казани во второй половине XIX века. Небольшая античная коллекция приобреталась им во время поездок во Францию, Германию, Италию. Наиболее ценным экземпляром этой части является сосуд в виде кубка «Кратер». Эта работа датируется IV веком до нашей эры. Их в мире всего четыре. И один из них у нас в Казани! А еще есть небольшая египетская коллекция. И довольно обширная этнографическая, где собраны национальные одежды народов Поволжья. Самый большой раздел - одежда татар.

От брата к брату

Андрей Федорович, конечно, задумывался о судьбе своей коллекции, посвящая в ее детали брата Ивана Федоровича, отставного в тот момент вице-адмирала флота. Они были дружны с детства. Плюс Иван Федорович приходился еще Андрею крестным отцом. Увлечение коллекционированием младшего брата повлияло и на старшего. Возможно, в переписке и при встрече братья обсуждали вопрос: что делать с 40 тысячами предметов из коллекции Андрея? Но не успели ничего решить. Андрей Федорович неожиданно умер в 1890 году в возрасте 58 лет. Смерть коллекционера прошла незамеченной. А судьба его коллекции решилась спустя 5 лет после смерти. Большую роль сыграл Иван Федорович. Он предложил вдове Раисе Ивановне выкупить у нее всю коллекцию за 200 тыс. руб. серебром. Но - потрясающий факт! - несмотря на то что вдова осталась с четырьмя малолетними детьми на руках, она уступила коллекцию мужа всего за 30 тыс. рублей.

В июне 1891 года в здании городской Думы отслужили панихиду по основателю музея Лихачеву. С того момента ежегодной традицией музея стало проведение знаменитых Лихачевских чтений с последующим выпуском сборника статей выступающих на них. Один из таких сборников я прочитала на одном дыхании.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100