Дали старт им на Универсиаду

Подготовка спортсменов к предстоящей Универсиаде началась в Казани на базе училища олимпийского резерва. О ее деталях и сохранении здоровья юных спортсменов корреспондент «КВ» беседует с завкафедрой реабилитации и спортивной медицины КГМА РТ профессором Эриком АУХАДИЕВЫМ.

news_top_970_100

- Эрик Ильясович, правда ли, что вам, спортивным медикам, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ уже поручило заняться перспективными юными спортсменами - будущими участниками Всемирных студенческих игр?

- Да, эти работы начались. Мы провели некоторые исследования со 100 ребятами, которых нам дали. Группу можно разделить на три возрастные подгруппы. Первая – подростки до 16 - 17 лет. Возраст, как вы понимаете, нежный, требующий большого внимания, серьезного подхода. Он характеризуется только начинающим созреванием всего организма в целом. Это возраст, когда сильно меняются качества человека, его функциональные свойства, душевные и физические. Другая группа постарше – парни до 21 - 22 лет. Возраст тоже непростой. Все системы вроде бы уже сформировались, половое созревание позади, тем не менее в организме еще не все согласовано. Третья подгруппа, самая небольшая, - взрослые спортсмены до 25 лет. С ними можно работать интенсивно с учетом всех медицинских требований. Их организм уже устоявшийся, укрепившийся.

- В чем заключаются ваши исследования?

- Готовим ребят к высшим спортивным достижениям. В связи с этим очень подробно исследуется не только состояние спортсмена, но и факторы, влияющие на него: образ жизни, организация тренерами, администраторами и менеджерами их спортивной деятельности. Мы исследовали всевозможные семейные, наследственные факторы, материальные условия: то, как человек питается, в каких условиях живет. Плюс изучаем такие вопросы, как эрудиция спортсменов, их компетенция. В этом вопросе тоже много проблем. Ведь порой спортсмен откровенно превращается в некую машину в руках тренера. Исполняет только то, что он ему говорит, без собственной инициативы и знаний. Наша задача - сформировать у спортсменов сознательное и целеустремленное отношение к тому, чем они занимаются.

- Значит, говоря простым языком, для достижения высоких результатов нужны не только сила и сноровка, но и мозги?

- Исследуя спортсменов, мы пришли к выводу, что те, у кого высокий уровень профессиональных достижений, интеллектуальный потенциал намного выше. Это доказывают специальные тесты на интеллектуальные и эмоционально-волевые качества. Причем подобные свойства необходимы не только для достижения конкретного результата, но и для построения своей спортивной целеустремленной деятельности. А также для того, чтобы они действительно росли, были устойчивыми.

Не повторятся ли трагедии?

- Эта осень стала трагической для спортивного мира. За короткий период в России погибли несколько молодых, подающих надежды спортсменов. Причем внезапно во время матча или тренировки. Смерть одного спортсмена - трагическая случайность, но когда за короткий период внезапно умирают несколько, это уже закономерность?

- Я бы воздержался от такого категоричного заключения. Но проблема действительно есть, и решать ее нужно как можно быстрее. Все случаи смерти спортсменов были рассмотрены и изучены компетентными комиссиями, хорошо проанализированы. На мой взгляд, здесь имела место не врачебная ошибка, а игнорирование, беспечное отношение (это еще мягко сказано!) тренеров, администрации команд. Выяснилось, что у покойных ребят имелись серьезные нарушения в организме. Они были известны врачам. Медики не раз предупреждали об опасности подорвать здоровье как самих спортсменов, так и их тренеров, но те не отнеслись к этому серьезно.

- А могут ли спортивные врачи проглядеть патологию в организме спортсмена?

- Не исключено. К сожалению, оснащенность в тех спортивных медучреждениях, которые должны осуществлять контроль состояния здоровья спортсменов, не очень высока. Поэтому болезнь можно и проглядеть. Хотя сейчас спортивная медицина располагает современными методами исследования, они все еще недостаточны. Необходимы более тонкие, специальные методы диагностирования и исследования, какими обладает клиническая медицина.

- В чем различия между исследованиями организма обычного человека и спортсмена?

- Человек, занимающийся профессиональным спортом, вынослив и крепок. У его организма есть одно удивительное свойство – скрывать свои болезни, недомогания, не проявляя клинически, преодолевать их. Когда спортсмены тренируются или выступают, они нередко получают ушибы, травмы, порой даже не замечая этого. Азарт, стремление к победе заставляют их превозмогать боль. Все замечают, конечно, как во время матча прямо на льду хоккеисту накладывают швы на разбитую бровь, делают болеутоляющие уколы. Подобное происходит почти во всех видах спорта. Со временем спортсмены привыкают преодолевать боль, неприятные ощущения, поэтому могут не заметить болезненных нарушений в организме, которые протекают порой незаметно. И даже для врачей с их специальными методами они являются недоступными, скрытными. Поэтому мы и настаиваем на более тонких методах исследования.

- С какой периодичностью обследуются спортсмены?

- Очень часто! Раз в год исследование базовое, углубленное, с использованием всех возможных методов для выявления полной картины состояния здоровья спортсмена. И еще ряд этапных исследований: учебно-тренировочных, перед соревнованиями, после отдыха, общей физической подготовки. Последнее согласно пословице «Тяжело в учении, легко в бою». Когда спортсмены нагружаются очень сильно и развивают общие физические качества: выносливость, силу, координацию движений, скоростные свойства. Все эти исследования важны и тренеру и врачу, чтобы посмотреть, насколько эффективны нагрузки, не вызвали ли они негативных последствий. Также есть этапы спецподготовки, когда развиваются свойства, необходимые для отдельного вида спорта. К примеру, спринтерского забега, метания или фехтования. Каждому из них нужны какие-то специфические качества. Особое место занимает текущее медобследование. Его спортсмену необходимо пройти для получения допуска к соревнованиям. Без этого заключения главврач соревнования, имеющий статус заместителя главного судьи, может отстранить спортсмена от выступления вне зависимости от его класса, регалий и заслуг.

- Ваши коллеги нередко упоминают о спортивной инвалидности. Что она означает?

- В этом определении нужно проявлять осторожность. Не хотелось бы сгущать краски, хотя, если честно, они и так очень густые. Обыкновенный инвалид – это человек, у которого медико-социальная экспертиза признала какое-то нарушение в организме, ограничивающее его жизнедеятельность. Спортивный инвалид – внешне и внутренне здоровый человек, но к колоссальным физическим нагрузкам его лучше не допускать. Как мы говорим, он ограничен в возможности проявить свою спортивную одаренность. Мои последние исследования показали, что у многих талантливых, подающих надежды спортсменов есть проблемы в тех сферах организма, от которых зависит успех спортсмена. Выявляются неблагоприятные изменения в организме, часто такие, которые со временем трудно преодолеть, к примеру разрывы мышц, связок и даже изменения в сердечно-сосудистой системе. Спортивная инвалидность может наступить вследствие нерадиво построенного тренировочного процесса, недостаточного врачебного наблюдения. Мы – и спортивные врачи, и тренеры - несем за это моральную ответственность. Необходимо с подросткового возраста обеспечить нормальную адаптацию молодого организма к высоким физическим нагрузкам. Решение этих проблем требует от тренеров специальной медицинской квалификации.

СМЕРТЬ НА ФИЗКУЛЬТУРЕ

21 января 2008 года в Орджоникидзевском районе Уфы во время пробега на лыжах на уроке физкультуры скончался ученик девятого класса.

По информации представителя МВД, 15-летний подросток внезапно плохо себя почувствовал, после чего скоропостижно скончался. Со слов родителей, их сын не страдал хроническими заболеваниями, на учете по какому-либо недугу не состоял.

В октябре 2006 года в Саратове на занятиях по физкультуре, проходивших на стадионе «Динамо», умерла студентка Саратовского аграрного университета. Девушка упала после преодоления заданной дистанции. Прибывшим на место врачам «скорой» спасти ее не удалось.

В сентябре 2006 года на занятии по физической подготовке скончался 19-летний студент Липецкого техуниверситета Александр Кочетов. Трагедия произошла 11 сентября. Студенты сдавали бег на 100 метров. Кочетов успешно финишировал, но через несколько минут на глазах у сокурсников юноше стало плохо с сердцем.

СПОРТИВНЫЕ ТРАГЕДИИ-2008

26 января на стадионе во время матча умер от сердечного приступа нападающий португальского футбольного клуба «Бенфика» и сборной Венгрии 24-летний Миклаш Фиер.

В июне во время матча внезапно умер игрок сборной Камеруна Марк-Вивьен Фоэ, а чуть позже в игре юношеских команд в Австрии скончался 15-летний подросток.

Во время матча 13 октября «Витязь» - «Авангард» на скамейке запасных потерял сознание нападающий омичей 16-летний Алексей Черепанов. Через пару часов хоккеист умер от остановки сердца.

9 ноября на открытом первенстве Кемерово по КУДО (разновидность каратэ) на 2-й минуте боя, в момент, когда судья остановил соревнования, Артему Короткову (спортсмен из Новосибирска, 1992 г. р.) стало плохо. Он сделал несколько шагов и упал. Врач соревнований, тренер и врачи скорой помощи не смогли реанимировать остановившееся сердце мальчика.

По данным Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития РФ, в год в школах на уроках физкультуры по причине внезапной остановки сердца гибнут от 6 до 12 человек. В ходе прошедшей в 2002 году всероссийской диспансеризации школьников было установлено, что только 30% из них здоровы и без ограничений могут допускаться к занятиям физкультурой и спортивным соревнованиям.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100