Как я стал хаджи, или Нелегкая дорога к Богу

В этом году около тысячи татарстанцев вернулись из Мекки и Медины. Среди них был и казанский фотожурналист Радик (Габдрафик) Аминов. Корреспондент «КВ» записал его рассказ о том, как тысячи паломников со всего света выполняют пятый столп ислама.

news_top_970_100

О хадже мечтал давно. Мечта неожиданно сбылась в этом году. Поездка в Мекку довольно дорогая - путевка стоила около 60 - 70 тысяч рублей, и я не мог себе этого позволить. Волею Всевышнего нескольким десяткам верующих помог бизнесмен, проживающий в столице. Он оплатил нам путевки в одной из московских турфирм. Это был комбинированный тур через Иорданию - сюда входил авиаперелет, автобусы, гостиницы и питание.

Хадж - испытание, а не турпоездка

Во время самого хаджа оказалось, что агентство, которому доверили нашу группу, не позаботилось о нас должным образом. У нас не было куратора. Несколько дней пришлось жить в чужих палатках и ездить в чужих автобусах. Я был свидетелем того, как паломникам приходилось взбираться на крышу автобуса, лишь бы доехать до места назначения. Но старались не обращать на это внимания, ведь хадж - физическое испытание, а не увеселительная поездка в другую страну. Сначала восьмичасовой перелет, остальной путь проехали на автобусах. Не каждый паломник преодолевает основное расстояние на самолете - есть автобусные туры, когда верующим приходится находиться в салоне неделю с лишним. Я несколько раз видел людей, накопивших только на дорогу до Мекки, - они спали прямо на улицах, под мостом...

В белых одеждах - к черному камню

Первый ритуал хаджа - облачение в ихрам. Сначала совершается омовение, затем надевается легкая белая одежда. У мужчин это две махровые простыни - одна закрывает бедра и колени, вторая перекидывается через левое плечо. У женщин - красивые платья.

На седьмой день месяца зу-ль-хиджа мы совершили обход вокруг Каабы. Эта святыня с черным камнем находится внутри мечети Аль-харам. Как гласит легенда, камень был ниспослан Всевышним Адаму в знак своей заботы. По преданию сначала он был белый, а потом почернел от касания нас - грешников. Сам ритуал обхода вокруг Каабы носит название таваф. Представьте, тысячи человек в одно время начинают обход. Ты попадаешь в эту «лавину», и тебя несет по кругу. Не каждый может дойти до камня и прикоснуться к нему. Толкаться запрещено - ведь мы только что приняли ихрам. Я осторожно перестраивался из ряда в ряд, и на третьем круге оказался у камня. Эти мгновения были очень волнующими и незабываемыми. Через несколько минут я отошел. Кроме меня, прикоснуться к святыне мечтали тысячи верующих.

Семь раз пробеги, один раз отпей

Наступил важный и трудный для паломников день - нам предстоял сай. Это бег между Сафа и Марва, расстояние между которыми 450 метров. Обежать холмы нужно было семь раз, определенный участок мы должны были пройти довольно быстро. На ногах - легкие тапочки, но все равно быстро появились мозоли. Я пробовал поменять обувь - с левой ноги на правую, но ничего не помогало. К вечеру уже не чувствовал ног - то ли идешь, то ли плывешь... По легенде это обряд совершается в память о страданиях матери, которая металась между холмами, пытаясь найти воду для сына Исмаила. Вдруг из-под пятки малыша потекла вода. Эта вода - замзам - и по сей день течет у мечети Аль-харам. Все верующие набирают ее в большие бутыли и канистры, чтобы увезти домой, дать попробовать родным и близким. Я привез с собой 10 литров.

Побить дьявола и отметить Курбан-байрам

На девятый день зу-ль-хиджа паломники устремились к долине Арафат. Издалека белоснежная гора напоминала муравейник - десятки тысяч паломников в светлых одеждах совершали молитву. Один из главных обрядов хаджа продолжался несколько часов.

На следующий день отправились в долину Мина, что в 13 километрах от Мекки. Здесь мы бросили по семь камней в три столба, символизирующих дьявола. Обряд установлен в честь Ибрагима. Когда он шел на молитву, дьявол преграждал ему путь. Эти семь камней стали для нас символом изгнания наших пороков, победы над дьяволом внутри себя. В этот же день состоялось празднование Курбан-байрама. Затем нас ждал прощальный обход вокруг Каабы.

Курбан-байрам для меня чуть не стал временем выяснения отношений. Взяв фотоаппарат, я пошел снимать жертвоприношение верблюдов. Забыл выключить вспышку, сделал кадр. Стражи порядка моего любопытства к экзотической фауне не разделили. Увидев яркую вспышку, они начали искать нарушителя среди десятка пришедших за жертвенным мясом. Я успел вовремя удалиться.

На 14-й день зу-ль-хиджа мы вышли из ихрама и обрели новый статус - хаджи. Теперь верующие очистили свой «греховный мешочек». Но нам нужно помнить о том, что в Мекке он не остался, а приехал с нами домой.

СПРАВКА

Во время хаджа нередки несчастные случаи. В 1900 году 1426 паломников погибли в пешеходном туннеле. Через четыре года 270 верующих - в давке. В 1997 году 343 паломника сгорели и задохнулись при пожаре в Мекке, а число пострадавших составило около 1500 человек. В 2004 году 251 паломник погиб в давке, в 2006-м трагедия повторилась, унеся с собой жизни более 300 человек. Нередки смерти от переутомления, сердечных приступов и обострения хронических заболеваний. В этом случае считается, что душа умершего попадает в рай.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100