Почему горят наши больницы

В начале года МЧС России в срочном порядке провело всероссийскую кампанию масштабных внеплановых проверок пожарной безопасности медицинских учреждений страны. Причина - три крупных пожара, последовавшие буквально один за другим в течение роковых декабрьских выходных минувшего года в разных точках страны.

news_top_970_100

Трагедии, которых могло не быть

В ночь с 8 на 9 декабря в результате пожара в наркологической больнице №17 города Москвы погибли 46 человек. На площади всего 25 м2. По предварительным данным, причиной массовых жертв стало несоблюдение правил пожарной безопасности. Также в качестве одной из версий рассматривается умышленный поджог.

В этот же день, 9 декабря, произошел пожар в психоневрологических интернатах Кемеровской и Тверской областей, причем во втором случае пациентами были дети. По предварительным данным, причиной ЧП в клинике города Тайга Кемеровской области, где в результате трагедии погибли девять человек и 15 пострадали, как и в Москве, стал поджог. В тверском интернате возгорание произошло из-за неисправности выключателя. Здесь, несмотря на то что в здании находились более 300 человек, работники клиники вовремя организовали эвакуацию, и обошлось без жертв.

По словам экспертов, основной причиной, приведшей к фатальным последствиям, стали неквалифицированные действия персонала, а именно - длительные безуспешные попытки самостоятельно погасить огонь. Так, сообщение о пожаре в здании психоневрологического диспансера г. Тайга поступило со значительным опозданием. При этом в здании в Кемеровской области недавно проводился капитальный ремонт, была установлена автоматическая противопожарная сигнализация, которая сработала в момент возгорания, однако сообщение о пожаре было передано персоналом диспансера лишь через полтора часа. Все это время люди, находившиеся в здании, пытались погасить огонь самостоятельно.

Что же касается пожара в столичном наркологическом заведении, произошедшего 9 декабря и унесшего жизни 46 человек, то, по словам начальника Управления государственного пожарного надзора МЧС России Юрия Ненашева, его причиной стал именно поджог. Главный пожарный МЧС РФ добавил, что уверен в этой версии трагедии "на 99 процентов", поскольку на стенке шкафа, где произошло возгорание, были обнаружены следы растворителя уайт-спирита. Спасатели эвакуировали 160 пациентов, однако несколько десятков человек к моменту прибытия пожарных были уже мертвы. По словам Юрия Ненашева, из представителей персонала, обязанных дежурить в ту ночь, "двое спали, еще двое находились вне помещения, поэтому никто не открыл ни запасной эвакуационный выход, ни замки на решетках на окнах". В наркологической больнице отсутствовала система оповещения на случай ЧП. Более того, как было установлено позже, сотрудники государственного пожарного надзора не раз проводили проверки в этом учреждении, в результате которых выявляли всевозможные нарушения пожарной безопасности. Последняя проверка проводилась за месяц до трагедии. После каждой проверки руководителям клиники поступали предупреждения. Тем не менее устранения нарушений так и не произошло. Руководство больницы привлекалось к административной ответственности, однако этим все и ограничилось. И еще одно печальное наблюдение. Очевидцы пожара, увидев, что здание загорелось, вместо того чтобы звонить в пожарную охрану, стали фотографировать происходящее на камеры мобильных телефонов.

Всего в минувшем году в России произошло более 200 тысяч пожаров, в результате которых погибли 15 тысяч 400 человек. Половина всех возгораний, по данным МЧС, произошла из-за неосторожного обращения с огнем.

Из вышесказанного можно сделать три основных вывода. Во-первых, в случае пожара вероятность благоприятного исхода событий с минимальными потерями напрямую зависит от четких и целесообразных действий персонала и свидетелей происшествия. Во-вторых, медицинский объект с постоянным пребыванием большого числа людей, имеющих право свободного перемещения, и тот же объект закрытого режима - совершенно разные вещи с точки зрения сложности работы спасателей. В последнем случае персонал должен быть тщательно инструктирован в отношении внештатной ситуации и четко эти инструкции выполнять. Не только медицинские, но и все прочие учреждения особого закрытого режима входят в группу риска прежде всего по пожарной безопасности, что требует установки дополнительного дорогостоящего оборудования (видеонаблюдения, электронных замков и проч.). В-третьих, систематическое невыполнение требований пожарной службы, в том числе по результатам проверок с привлечением к административной ответственности, становится тенденцией ведения деятельности. Очевидно, что существующая система административных карательных мер посредством вынесения судебного решения растянута во времени и неэффективна. Результатом безнаказанности становятся человеческие жертвы.

И грянул гром проверок

После тех декабрьских огненных трагедий руководство МЧС, что называется, схватилось за голову. Начиная с конца декабря и по данный момент сотрудники Роспожарнадзора уже проверили более 5 тысяч лечебных учреждений России, в том числе и в Татарстане. Как заявил СМИ в конце декабря начальник Управления государственного пожарного надзора МЧС России генерал-майор внутренней службы Юрий Ненашев, в 20 процентах выявлены серьезные нарушения пожарной безопасности (источник: www.mchs.gov.ru).

Внеплановые проверки МЧС России в первую очередь направлены на выявление грубых нарушений требований пожарной безопасности в лечебных учреждениях. Кроме того, главам муниципальных образований дано указание усилить контроль за состоянием пожарной безопасности в медучреждениях. В частности, должны быть проверены подъездные пути к зданиям, пути эвакуации и другие меры противопожарной безопасности. Во время нынешних проверок первостепенное внимание уделялось не только мерам противопожарной безопасности, но и действиям обслуживающего и административного персонала по эвакуации людей. Статистика Минздрава и МЧС подтверждает, что по ошибке либо прямой халатности персонала чаще всего и происходят возгорания. По словам Юрия Ненашева, инспекторский состав не должен уходить из больниц, пока не убедится, что их персонал готов к действиям в случае возникновения таких происшествий, поскольку противопожарная защита больниц "оставляет желать лучшего". В связи с этим всему обслуживающему персоналу стационаров предстоят экзамены на знание своих функциональных обязанностей на случай эвакуации людей во время пожара. Первой задачей специалисты МЧС считают инструктаж ответственных лиц - чтобы дежурный в вечернее время четко знал свои действия в случае возникновения ЧП. Сначала позвонить 01, а потом уже принимать меры по эвакуации как персонала, так и пациентов, а уж потом - по локализации и тушению огня. Кроме того, необходимо проведение учебных эвакуаций.

Пресловутый человеческий фактор

По словам начальника Госпожнадзора РФ Ю.Ненашева, в первую очередь необходимо повысить ответственность руководителей и персонала медучреждений: "Если главному врачу не очень хочется вкладывать деньги в пожарную безопасность, то здесь государство, какие бы усилия ни прилагало, не поможет. Обязательно найдется какая-нибудь прореха, которая приведет к трагическим последствиям".

Человеческий фактор должен наконец перейти из категории непредсказуемой тонкой материи в разряд регулируемого и подконтрольного. Помимо неуместной самонадеянности, слишком дорого обходится и равнодушное отношение к окружающим. Дают о себе знать отголоски советского прошлого, когда все было общее, а значит - ничье. Зарубежная практика пожарной безопасности подразумевает реальный приоритет спасения жизни людей над всеми остальными ценностями. Руководство учреждений понимает, что жизнь человека дороже во всех смыслах - пострадавшему от пожара вследствие недостаточных мер или нерациональных действий придется выплачивать немалую компенсацию. В отношении отечественных медицинских учреждений система должна работать аналогичным образом: стационарное круглосуточное видеонаблюдение за помещениями, прежде всего контроль эвакуационных выходов, дистанционное управление средствами ограждения и замками в учреждениях закрытого типа. По словам пожарных, к такому высокому уровню пожарной безопасности среди медучреждений нашего города ближе остальных подошел МКДЦ. Что же касается психо- и наркодиспансеров, то они остаются одними из наиболее уязвимых объектов с точки зрения пожароопасности. Более оптимистичную оценку городская пожарная служба дает состоянию учреждений детского здравоохранения, что не может не радовать. По словам спасателей, детскому здравоохранению уделяется большое внимание. Такие учреждения, как ДРКБ, многие другие городские детские больницы получают очень много бюджетных вливаний, в том числе в части обеспечения пожарной безопасности, и их состояние оценивается спасателями как "неплохое".

В Казани 13 декабря 2006 года произошел пожар в онкологическом диспансере. Персонал и пациенты эвакуированы, обошлось без жертв.

Однако меры пожарной безопасности - тот камень преткновения, к которому каждая из сторон нередко подходит со своей правдой. Основные проблемы в закрытых больницах, по мнению спасателей, - глухие железные решетки на окнах. В соответствии с законодательством в стационарах особого режима в целях пожарной безопасности одна из решеток должна быть распашная. Спасатели уверены, что в случае наличия на окнах больницы распашных решеток необходимо устанавливать на них сеть электрических замков, которые открывались бы одновременно при помощи одной кнопки, а не ключей, что находятся у медицинского персонала лечебного учреждения. Однако медицинский персонал учреждений особого режима с этим не согласен - практика показывает, что распашные решетки вводят пациентов в соблазн побега по принципу "на любое действие найдем противодействие". "Да, конечно, в случае пожара решетки блокируют все выходы и затрудняют возможность выбраться из помещения, охваченного огнем, - говорит главный врач одного из наркологических центров Поволжья. - После прошлогоднего пожара мы заменили очень много цельных решеток на те, которые запираются на замок. Для того чтобы открыть замок, вовсе не обязательно иметь при себе ключ от него. Предположим, мы уберем все решетки. И что получится? Любой наркоман, проходящий у нас лечение, может оказаться на свободе. Большая часть пациентов наркодиспансеров - криминальные элементы, имеют судимости. Если такой задумает бежать, никто не знает, что пойдет в ход. Поджог - самое простое, что может прийти ему в голову. Наличие решеток на окнах и дверях - это одна из составляющих нашей специфической профессии. Я не представляю, как можно обходиться без них. Что же касается подготовленности персонала... Я могу сказать точно, любой наш сотрудник знает, что нужно делать и как вывести больных на улицу в случае пожара".

Казань: возможно повторение трагедий?

По данным отдела государственного пожарного надзора
г. Казани Главного управления МЧС РФ по РТ, за указанный период в Казани было проверено 61 учреждение. Выявленные нарушения в основном типичны: ветхая электропроводка, глухие решетки на окнах, загроможденные пути эвакуации. Было предложено к выполнению 847 противопожарных мероприятий, из числа которых 327 предписываются пожарной службой из года в год, т. е. фактически не исполняются. По результатам проверок составлены протоколы и акты о привлечении ответственных лиц к административной ответственности, проинформирован муниципалитет. Более того, в настоящее время в суд направлены 14 протоколов на приостановление деятельности медицинских учреждений. Раньше на подобные меры было уполномочено само пожарное ведомство, сейчас же все решения принимаются через суд. Однако исполнения по данным вопросам пока нет. Проверки, теперь уже плановые, продолжаются сейчас в рабочем порядке.

Специалисты пожарной безопасности Казани на основании последних данных полагают, что сейчас в столице Татарстана намечается тенденция снижения количества пожаров и числа их жертв. В минувшем 2006 году количество жертв снизилось почти на 28% по сравнению с 2005 годом, на который вообще пришелся пик числа пострадавших от пожаров за последние 5 лет. Всего в 2006 году произошло 1109 пожаров, что на 57 ЧП меньше, чем в 2005-м. Данная позитивная статистика свидетельствует о проводимой работе и принимаемых мерах пожарной безопасности. Так, жилой фонд отрабатывается почти ежемесячно. Часто причиной трагедии является задержка в информировании спасателей о происшествии. Очевидно, что успешное тушение напрямую зависит от оперативности прибытия пожарных расчетов. Для этого в нашем городе предусмотрено расположение стратегических объектов в радиусе 3 км от ближайшей пожарной части, что позволяет сократить время прибытия спасателей после получения сообщения о пожаре до 5 - 7 минут.

Что касается медицинских учреждений, то в прошлом году подобных происшествий в нашем городе было 5, при этом один из них - это пожар в онкологическом диспансере в декабре прошлого года, к счастью, потушенный без жертв, а остальные - поджоги в частных стоматологических кабинетах. Частные клиники также относятся к министерству здравоохранения и получают лицензию на условиях наличия положительного заключения пожарной службы. Поджог - это, как правило, явление криминального характера: конкуренция, с кем-то что-то не поделили, решили разобраться подобными методами. Как справедливо отмечают пожарные, это сфера компетенции МВД, а не МЧС.

 

Черный список МЧС России-2007

по наркологическим и психоневрологическим лечебным учреждениям России (с круглосуточным пребыванием людей, которые находятся в опасном пожарном состоянии и представляют серьезную угрозу для жизни и здоровья людей), Приволжский и Уральский федеральные округа:

* г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 41. Здание дневного стационара ГУЗ Нижегородской области "Клиническая психиатрическая больница №1".

* Оренбургская область, г. Орск, Советский район, ул. Новая фабрика, д. 77. Дом-интернат для престарелых и инвалидов.

* г. Самара, ул. Нагорная, д. 78. Самарская психиатрическая больница.

* г. Самара, ул. Нагорная, д. 15. Самарский пансионат №2 для детей-инвалидов.

Как можно с облегчением заметить, Казани в данном списке нет. Пока.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100